1
Содержание
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
4.
Пояснительная записка
Основные цели Программы
Планируемые результаты освоения детьми образовательной
программы дополнительного образования « Здоровье и
движение»
Организационно-педагогические условия для реализации
образовательной программы дополнительного образования
« Логоритмика»
Кадровые условия
Материально-технические условия
Календарный учебный график
Учебный план
Система оценки результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы
Методические обеспечение
3
4
5
5
5
6
7
8
11
12
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа по логоритмике разработана в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В основу
положена программа и методические разработки раннего музыкального развития Е.С.
и С.С. Железновых «Музыка с мамой», направленные на развитие музыкальных
способностей и абсолютного слуха у детей, которые пользуются популярностью во
многих странах мира. Кроме того, при составлении программы использованы
методики М.Ю. Картушиной, Л.И. Бабушкиной и Т.И. Саккулиной.
Обучение детей по данной рабочей программе, основанной на сочетании музыки,
движения и слова, способствует решению образовательных, развивающих и
оздоровительных задач. Логоритмические занятия направлены на всестороннее
развитие личности ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными
навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла
предлагаемых заданий; на способность преодолевать трудности, творчески проявлять
себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий
оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит
перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и
оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и
пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и
пассивной музыкотерапии.
Актуальность программы:
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это
результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с
ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая
экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные
детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном
логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием
сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий
логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые
изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного
словарного запаса.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения
звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как
занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к
выполнению логопедических упражнений и пр.
Все в нашем организме подчинено ритму - работает ли сердце, легкие или
мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление
3
речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать
стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Возраст обучающихся: дошкольники 2-3 года.
– Срок реализации программы: 1 год
– Занятия проводятся с группами детей, количество которых составляет 13 человек.
– Режим занятий: Занятия проводятся 2 раз в неделю, для детей 2-3 лет не более 15-20 минут.
– Объем реализации программы: Программой предусмотрено проведение занятий:
– в неделю – 2 занятие
– в месяц – 8 занятия
– в год – 72 занятий.
При разработке Программы педагогический коллектив руководствовался
социальным заказом семей воспитанников на качество, вид, направленность
образовательных услуг, полученным в результате анкетирования родителей, а
также следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
- детский сад комбинированного вида № 248, утвержденный Распоряжением
Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 2575/46/36 от
21.12.2015 г. (с изменениями и дополнениями в 2017 г.).
6. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
1.1. Основные цели программы
Цель программы: способствовать развитию темпо-ритмических и методикоинтонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь,
координировать их, подчинять единому ритму.
Задачи программы:
1. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики,
пространственной организации движений;
2.
Развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для
формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного
дыхания;
3.
Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной
4
координации;
4.
Стимулирование творческой активности; воспитание выразительности
движений, умения перевоплощаться, согласовывать характер музыки с
движениями и пантомимическими жестами;
5.
Воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на
другой;
1.2. Планируемые результаты
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
• Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкальнообразных играх и гимнастике.
• Уметь сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу.
Понимать сущность заданий; общаться в диалоге с педагогом.
• Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за
педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.
• Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом.
• Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу, подчинять действия
музыкальному и речевому ритму.
• Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки; знать их
названия и тембры.
2. Организационно-педагогические условия для реализации образовательной
программы дополнительного образования «Логоритмика»
2.1. Кадровые условия
В МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 248 созданы необходимые кадровые условия
для реализации образовательной программы дополнительного образования «Здоровье и
движение».
Педагог дополнительного образования имеет необходимые навыки для преподавания
физической культуры и плавания воспитанникам МБДОУ:
ФИО
Образование
Стаж
Назарова Марина
1988г., Свердловское
22
Геодоровна
музыкальное училище
года
Повышение квалификации
2015г., ЧОУ ДПО «Институт новых технологий в
образовании» по программе «Педагогика и
психология в образовании» : воспитатель
дошкольного образования, 250ч.
2017г., Некоммерческая организация
Благотворительный фонд наследия Д.И.Менделеева
по программе «Современные подходы и методы к
введению ФГОС дошкольного образования», 72 ч.
им. П.И.Чайковского,
квалификация
«Артист,
преподаватель» по
специальности «
Струнные
инструменты»
5
2.2.
Материально- технические условия
Для проведения занятий требуется музыкальный зал, оснащенный следующим
оборудованием.
Оборудование:
•
•
•
•
•
•
•
•
Инструмент (фортепиано)
Музыкальный центр
CD диски (USB-накопитель)
Сборники музыкального сопровождения
Детские музыкальные инструменты
Печаточные куклы или игрушки - персонажи.
Атрибуты и тренажеры для дыхательной гимнастики
Атрибуты для упражнений на развитие мелкой моторики.
Занятия логоритмикой с детьми в детском саду должны отвечать эмоциональным
потребностям маленьких детей. В связи с этим, работа по программе
предполагает сюжетно-игровой метод проведения занятий, вызывающий у детей
только положительные эмоции, раскрепощая их и развивая желание продолжать
занятия.
Музыкальный материал, классическая оркестровая и фортепианная музыка используется в обработках, облегченных для детского восприятия. Приветствие,
открывающее, и прощание, завершающее каждое занятие, играют роль звонка на
урок и с урока.
Поскольку логопедическая ритмика является подвижной дисциплиной, особое
место должно быть отведено выбору помещения для занятий. Оно должно
отвечать стандартным требованиям помещения для музыкальных и
физкультурных занятий: хорошо освещаться, проветриваться, быть просторным,
оснащённым фортепиано и аудиоаппаратурой, театральным уголком, уголком с
ДМИ и т.д.
Основными критериями по отбору материала для занятий по данной программе
являются:
1. Доступность пониманию детей
Яркие образы, знакомые персонажи, удобные для голоса мелодии, чёткая
функциональность в музыке, простая и логичная форма произведений,
2. Яркость, красочность произведений
Детям очень близки характерные мелодии, русские народные песни, пляски,
произведения классиков с яркими средствами музыкальной изобразительности:
гармонией, ритмом, фразировкой и т.д., а также детские песенки и танцы.
3. Эстетика слова и музыки
Тексты песен и устных игр логичны, с верно выстроенными фразами,
конкретными речевыми формами (монолог, диалог, повествование от автора и
т.д.).
Все эти средства помогут сформировать грамотные и верные музыкально6
эстетические представления ребёнка.
Оснащение наглядными средствами
Основное требование к наглядному материалу - простота и красота. Пособия
должны быть яркими, цветными, с чёткими линиями. При этом размер пособий
не маловажен (особенно для группового занятия). Крупное изображение, подбор
иллюстраций выразительно-красноречивых - не только понравятся детям, но и
помогут правильному формированию у них понятия об эстетической красоте
Форма одежды детей - удобная
2.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
3.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
4.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5.
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
- детский сад комбинированного вида № 248, утвержденный Распоряжением
Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 2575/46/36 от
21.12.2015 г. (с изменениями и дополнениями в 2017 г.).
6.
Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Образовательный период осуществляется с 01 октября по 30 мая. Количество полных
недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 2 до 3 лет
составляет 36 недели.
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Кол-во
Занятий
8
8
8
8
8
8
8
8
8
Всего: 72 занятия
7
2.4. Учебный план
№ п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теории
Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Артикуляционная
гимнастика
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей, аналитические
отчеты, справки.
2
Песня с движениями.
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей , аналитические
отчеты, справки.
3
Пальчиковые игры.
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей, аналитические
отчеты, справки.
4
Подвижно-речевые
игры.
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей, аналитические
отчеты, справки.
5
Стихотворение с
движениями.
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей, аналитические
отчеты, справки.
6
Танцевальные
упражнения.
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей, аналитические
отчеты, справки.
7
Дыхательная
гимнастика.
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей, аналитические
отчеты, справки.
8
Игра на ДМИ.
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей, аналитические
отчеты, справки.
9
Игра на ДМИ.
8
2
6
Открытые занятия,
концерты, отзывы детей и
родителей, аналитические
отчеты, справки,
диагностические материалы
68 ч.
18ч
54 ч.
ВСЕГО:
8
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 лет
№
Название темы
Часы
Формы работы
СЕНТЯБРЬ
1
2
3
4
5
6
7
8
На море
Зайчик
Дождик
Тучка
Прогулка
Осенние листочки
Осень в лесу. Белка
Осень в лесу. Ежик
2
2
2
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
творчество, игра на ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
ОКТЯБРЬ
2
2
2
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
творчество, игра на ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
НОЯБРЬ
9
10
11
12
Лошадка
Корова и коза
Свинка
Котик
2
2
2
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
творчество, игра на ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
ДЕКАБРЬ
13
14
15
16
Дом
Транспорт
Холод, снег
Новый год. Елочные
игрушки
2
2
2
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
творчество, игра на ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
ЯНВАРЬ
17
18
19
20
Снеговик
Игрушки
В Африке
Змея и черепаха
2
2
2
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
творчество, играна ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
ФЕВРАЛЬ
21
22
23
24
Мышка
Лягушка
Папины помощники
Блины
2
2
2
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
творчество, игра на ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
МАРТ
25
Мамины помощники
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
9
26
27
28
Платочек
Солнышко
Медведь
2
2
2
творчество, игра на ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
АПРЕЛЬ
29
30
31
32
Весна
Птички
Цыплята
День и ночь
2
2
2
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
творчество, игра на ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
МАИ
33
34
35
36
Цветочек
Насекомые
Бабочки
Паучок и червячок
2
2
2
2
Песни с движениями, стихи с движениями, танцевальное
творчество, игра на ДМИ, артикуляционная, пальчиковая и
дыхательная гимнастика, упражнения на развитие
координации, упражнения на развитие мелкой моторики,
музыкальные и подвижные игры.
Всего: 72 часа.
10
Система оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы
3.
Для определения результативности освоения программы организуются открытые
занятия, концерты, изучаются аналитические материалы. В конце года (май месяц)
проводится диагностика выполнения дополнительной общеразвивающей программы.
Педагогом разрабатываются диагностические карты и инструментарий. В течение года
проводится наблюдения за достижениями детей, предоставляется отчетная
информация для родителей. В конце года проводится открытые занятия для родителей,
родители дают оценку о качестве реализации дополнительной программы в форме
отзывов и предложений.
Диагностика программы предусматривает оценку следующих направлений.
Умение повторять за педагогом и запоминать движения.
Умение выполнять дыхательные, пальчиковые и артикуляционные
упражнения.
Умение произносить заданные слоги и слова, повторять и запоминать небольшие
стихотворения.
Умение извлекать звук на музыкальных инструментах.
1.
2.
3,
4.
Диагностическая карта программы «Логоритмика»
Ф.И.О.
Повтор и
запоминание
движений
Дыхательная,
пальчиковая,
артикуляционная
гимнаст.
Слоги, слова,
стихи
Игра на муз.
инструментах
Система оценивания предполагает 3 бальную систему: 3 балла - высокий
уровень 2 балла - средний уровень 1 балл - низкий уровень
.
11
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Методическое обеспечение
Алябьева
Е.А.
Логоритмические
упражнения
без
музыкального
сопровождения. М.: 2005.
Бабушкина ЛИ., Логопедическая ритмика.
Бортникова Е. Чудо-обучайка: моторика / сер. Учись, играя. Екатеринбург,
Литур, 2005.
Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.
Москва - 2008.
Воронова А,Е., Логоритмика для детей 5-7 лет. М.: ТЦ «Сфера» - 2016.
Крупенчук О.И. Ладушки: пальчиковые игры для малышей. - СПб.: 2005.
Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. - СПб.: 2006.
Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий.
«Детство-пресс».
Соколова Ю. Пальчиковые игры / сер. Божья коровка. - М.: 2005.
Соколова Ю. Моторика / сер. Божья коровка. - М.: 2005.
Соколова Ю. Речь и моторика / сер. Божья коровка. - М.: 2005.
Силберг Д. 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. Минск, Попурри, 2006.
Ткаченко Т. Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков. - М.: 2005.
Ткаченко Т. Пальчиковые игры и гимнастика. - М.: 2005.
Тимофеева Е. Ю. Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. - СПб.: 2006.
Шашкина Г.Р., Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями
речи. Москва, 2005
12