03.12.2018
Аннотация: в статье рассмотрены основные критерии и требования к
информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике
дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в
педагогический процесс ДОУ.
Ключевые слова: инновационное обучение, информационно-коммуникационные технологии, педагогический процесс.
Нынче сложно представить
качественное современное образование без использования
информационно-коммуникационных технологий. ИКТ активно интегрируются в нашу
жизнь и систему образования, дошкольного в том числе. Уже сегодня данные
технологии используются в процессе управления ДОУ, в методической работе, в
работе воспитателей с детьми и родителями. Информатизация дошкольного
образования — процесс целиком объективный, актуализированный и неизбежный.
В современных ДОУ в
процессе реализации ФГОС ДО формируется новое информационно-образовательное
пространство, появляются высокотехнологические средства обучения и развития
дошкольников (видеокамеры, металлоискатели, компьютеры, проекторы, экраны,
сенсорные интерактивные доски и мн. др.). Идет расширение производства
развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного
возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, обучающих и
развивающих видеофильмов и программ, сайтов и т. п.). Также по нарастающей
движется и интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к
использованию современных информационно-коммуникационных технологий в
педагогическом процессе ДОУ для использования всего спектра возможностей своего
профессионального мастерства.
Вопросам использования
информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения занимались
отечественные и зарубежные ученые, такие как В. Агеев, Г. Александров, П.
Гальперин, Т. Гордиенко, Н. Горбунова, С. Девидсон, А. Егоров, Г. Кедрова, Г.
Кедрович, И. Лернер, Е. Машбиц, М. Нечаев, А. Петровский, О. Смирнова, Н.
Талызина, А. Тихомиров и многие другие.
В работах этих авторов
показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения является
одной из форм повышения эффективности педагогического процесса. Определение функций информационных технологий в образовательном
процессе рассматривали Г. Балл, В. Глушков, А. Ершов, В. Монахов, С. Смирнов.
Данные исследования были направлены преимущественно на вопросы внедрения и
использования ИКТ технологий в образовательном процессе школе, в то время как
дошкольное образование долгое время оставалось без внимания, либо
рассматривалось частичное применение технологий в методической работе с
педагогами и в процессе ведения документооборота ДОУ.
Использование современных
информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольного
учреждения не теряет своей актуальности по сей день. Есть приверженцы и
противники их внедрения в силу возрастной специфики детей и спорных вопросов о
вреде и пользе компьютеров, однако в условиях реализации ФГОС ДО, прописывающим
необходимость грамотной своевременной обработки информации в век информационных
технологий, начиная с начальной ступени образования — дошкольной, призывает к
пересмотру консервативных взглядов на возможности применения ИКТ-технологий в
педагогическом процессе воспитателей при работе с детьми. Таким образом, целью
статьи является рассмотрение сферы использования современных
информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессеДОУ в
условиях реализации ФГОС ДО. Изложение основного
материала.
Зачастую вопрос
использования информационно-коммуникационных технологий в контексте образования
рассматривают в двух аспектах:
1. Как современный способ
обмена информацией;
2. Как средство создания
информационного продукта [2].
Однако некоторые ученые
предлагают рассматривать ИКТ немного шире, как технологию сопровождения
образовательного процесса путем создания профессионально ориентированного
коммуникационного пространства, являющегося залогом успешности педагогической
деятельности [1,2,4].
Они доказывают
необходимость использования ИКТ для интеллектуального развития детей; говорят
об эффективности их использования в работе с детьми старшего дошкольного
возраста в виде компьютерных игровых программ, структура которых соотносится с
интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка; про возможность
развития памяти, моторной координации, пространственного и наглядно-образного
мышления, внимания средствами ИКТ [5].
Как показывает опыт,
периодическое использование ИКТ в виде дозированного использования педагогом
развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к
«полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми отдают предпочтение
именно им, а не «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие помогает
ребенку избежать опасной увлеченности и зацикленности компьютерной игрой.
Интерактивная доска позволяет дошкольникам увидеть себя со стороны, наблюдать
за действиями партнера.
Дети приучаются оценивать
ситуацию, не погружаюсь целиком в виртуальный мир будучи один на один с
компьютером. Учеными подчеркивается, что каким бы не было отношение к данной
проблеме, в свете информатизации общества перед воспитателями ДОУ встает задача
предстать проводниками дошкольников в свет новых технологий в процессе
воспитания и обучения; наставниками в выборе компьютерных игр и ориентирами в
процессе формирования у них основ медиакультуры. Стоит отметить и иное мнение
ученых, которые выражают опасение по поводу безопасности детей в контексте
интеграции ИКТ в дошкольное образование и предупреждают о явных угрозах данной
сферы.
Большинство авторов
утверждает, что следует четко понимать тот факт, что электронные медиа
оказывают огромнейшее влияние на психику ребенка. Использование ИКТ в
дошкольном образовании побуждает детей к их пассивному восприятию; превращает
их в фанатиков компьютерных игр, изолированных от социального взаимодействия;
активизирует различные страхи; являются причиной недостаточной двигательной
активности, участия в ролевых играх, конструировании, посильном труде и других
видах активного социального опыта.
По данным ЮНЕСКО
существует целый список рисков, связанных с интеграцией ИКТ в дошкольное
образование, а именно: возможное влияние негативного содержания; небезопасные
контакты; моделирование асоциального поведения; вытеснение других важных видов
образовательной и игровой деятельности; негативное влияние на социальное и
познавательное развитие дошкольников; опасные последствия продолжительного
чрезмерного использования компьютера для здоровья подрастающего организма
ребенка [2]. Исходя и этого, можно говорить о том, что эффективным условием для
устранения или хотя бы минимизации негативного влияния ИКТ в реальной практике
дошкольных учреждений является привлечение подготовленных, квалифицированных,
психологически компетентных педагогов, обязанность которых — критическая оценка
адекватности тех или иных форм и содержания ИКТ технологий и средств, а также
уместность сферы их применения в работе с детьми дошкольного возраста [3].
Педагоги должны понимать свою личную
ответственность за эмоциональное состояние своих воспитанников, которые растут
в информационном обществе, а также ставить себе самообразовательные задачи для
усиления своей компетентности в вопросах использования ИКТ технологий. Также
стоит отметить, что ответственность за влияние ИКТ технологий на эмоциональную
сферу ребенка-дошкольника ложится не только на плечи воспитателей, но и
родителей.
Некорректное, или
очевидно безответственное отношение родителей к чрезмерному увлечению детей
современными гаджетами, компьютерными играми часто становится в последствии
причиной активизации страхов детей, нарушений в их психическом развитии. Для
нейтрализации данного факта воспитателям необходимо проводить разъяснительные
беседы, консультации (особенно с молодыми родителями), использовать
интерактивные методы для пропаганды ведения здорового образа жизни.
В педагогическом процессе
ДОУ использовать современные информационно-коммуникационные технологии стоит,
поскольку их положительное влияние на психическое и интеллектуальное развитие
детей уже доказано не раз. Однако, для исключения рисков чрезмерного влияния
ИКТ на психику, поведение и здоровье дошкольников необходимо придерживаться
определенных критериев их оптимального применения, прописанных в ФГОС ДО. В частности, ИКТ технологии должны быть не основным, а вспомогательным
средством в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, они должны выполнять
развивающую функцию, а также быть соотнесены с возрастной спецификой детей и
должны быть дозированы по времени в соответствии с нормами СанПин и главное по
содержательной составляющей (поддерживать игровую деятельность, исключать
агрессивные, негативные эмоции и пр.)
Литература
1.
Баландин Д.
Л. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Д. Л.
Баландин, И. И. Комарова, Т. С. Комарова. — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для
всех», 2008
2.
Возможности
информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании:
Аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в
образовании. — М.: ЮНЕСКО. 2011. — 174 с.
3.
Использование
информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе
высшей школы [Текст]: монография Гордиенко Т. П., Горбунова Н. В., Смирнова О.
Ю., Хрулева А. А.; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ
имени В. И. Вернадского» в г. Ялте, 2016.
4.
Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — Москва, 2000.
5.
Пацлаф Р.
Застывший взгляд: физиологическое воздействие телевидения на развитие детей —
Р.Пацлаф; пер.с.нем. — М.: Evidentis, 2003. — 224 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2019
Дата обновления: 16.10.2019
Дата публикации: 03.12.2018