Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

01.01.2017

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда при коррекции речевых недостатков у дошкольников.

Учитель-логопед – Маленьких Т.В.

Успешная коррекционная работа в работе с детьми с различными нарушениями речи может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространствен-ных ориентировок.

Это подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных педагогических технологий и приёмов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Здоровьесберегающие технологии широко применяются в логопедической практике:

- артикуляционная гимнастика с элементами логопедического массажа

- развитие речевого дыхания (дыхательно-голосовая гимнастика)

- развитие мышц лицевой мускулатуры, миогимнастика

- развитие мелкой моторики (массаж кистей рук, активная пальчиковая гимнастика)

- развитие общей моторики (чёткость, координация движений, сопровождение движений речью, ориентировка в пространстве, логоритмика).

Работая в этом направлении, мы обратили внимание, что использование мяча в играх с детьми логопедической группы, даёт эффективные результаты при коррекции речевых недостатков.

Игры с мячом мы распределили по следующим разделам:

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.

2. Игры с мячами, направленные на развитие мелкой моторики.

3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепления правильного произношения, дифференциацию звуков.

5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы. Представленные игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним.

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики проводит инструктор по физической культуре в спортивном зале, в бассейне, на улице. На занятиях отрабатываются основные движения с мячом, проводятся игры, эстафеты с мячами.

Для развития мелкой моторики детей мы используем небольшие мячики или разноцветные каучуковые шарики-ёжики, которые обладают массажным эффектом. Комплекс упражнений можно проводить на любом этапе занятия.

Комплекс «Разминка»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» (катать мячик между

Скажет утром каждый пальчик. большим и другими

пальчиками поочередно)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Назад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.



Комплекс «Фокусник»

Дети в своей речи часто совершают ошибки в использовании предлогов. В весёлой, непринуждённой игре предлагаем им научиться правильно употреблять предлоги, сов-мещая с упражнениями для развития мелкой моторики.

1. Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой.

Из-под кисти - на покой.

2. Над рукою мяч кружит,

От неё теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

3. Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Подержу вверху, внизу.

Мимо носа пронесу.

4. Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу – смотри!

Дружит мяч с моей рукой-Хочу такой сайт

Вот я фокусник какой!

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем может привести к нарушениям письма. Предложенные упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движений, возможности определения себя и предмета в пространстве. Для этого мы используем резиновые, теннисные мячи.

Игра «Поймай мяч»

Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!».

Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепления правильного произношения, дифферен-циацию звуков.

Работая в этом направлении, логопеды-практики могут подобрать игры для каждого отдельного ребёнка в зависимости от отрабатываемых навыков.

Игра «Собери слово!»

Ребёнок Взрослый Ребёнок

«А» пельсин апельсин

«А» нанас ананас

«А» птека аптека

«А» брикос абрикос

Игра «Мяч передавай – слово называй»

Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч другому

ребёнку. Следующий ребёнок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше.

Игра «Встречу слово на пороге – разобью его на слоги»

Логопед бросает мяч детям, называя слова разной слоговой структуры. Ребёнок делит слово на слоги, отстукивая мячом каждый слог

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.



Игра «Один – много»

Мы – волшебники немного:

Был один, а стало много.

Логопед бросает мяч детям, называя существительные в единственном числе, дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Например, стол - столы мост - мосты

двор – дворы стул – стулья

Игра « Что бывает …..?»

Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце)

Что бывает острым? (нож, шило, стекло, ножницы)

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего?

Люди сделали его?

Логопед: Дети:

Рукавички из меха меховые

Стакан из стекла стеклянный

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.04.2019

Дата обновления: 26.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».