01.01.2017
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда при коррекции речевых недостатков у дошкольников.
Учитель-логопед – Маленьких Т.В.
Успешная коррекционная работа в работе с детьми с различными нарушениями речи может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространствен-ных ориентировок.
Это подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных педагогических технологий и приёмов в коррекционной логопедической работе с детьми.
Здоровьесберегающие технологии широко применяются в логопедической практике:
- артикуляционная гимнастика с элементами логопедического массажа
- развитие речевого дыхания (дыхательно-голосовая гимнастика)
- развитие мышц лицевой мускулатуры, миогимнастика
- развитие мелкой моторики (массаж кистей рук, активная пальчиковая гимнастика)
- развитие общей моторики (чёткость, координация движений, сопровождение движений речью, ориентировка в пространстве, логоритмика).
Работая в этом направлении, мы обратили внимание, что использование мяча в играх с детьми логопедической группы, даёт эффективные результаты при коррекции речевых недостатков.
Игры с мячом мы распределили по следующим разделам:
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
2. Игры с мячами, направленные на развитие мелкой моторики.
3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепления правильного произношения, дифференциацию звуков.
5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы. Представленные игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним.
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики проводит инструктор по физической культуре в спортивном зале, в бассейне, на улице. На занятиях отрабатываются основные движения с мячом, проводятся игры, эстафеты с мячами.
Для развития мелкой моторики детей мы используем небольшие мячики или разноцветные каучуковые шарики-ёжики, которые обладают массажным эффектом. Комплекс упражнений можно проводить на любом этапе занятия.
Комплекс «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» (катать мячик между
Скажет утром каждый пальчик. большим и другими
пальчиками поочередно)
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Назад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Комплекс «Фокусник»
Дети в своей речи часто совершают ошибки в использовании предлогов. В весёлой, непринуждённой игре предлагаем им научиться правильно употреблять предлоги, сов-мещая с упражнениями для развития мелкой моторики.
1. Ловко с мячиком играем
И предлоги называем.
За рукой и под рукой.
Из-под кисти - на покой.
2. Над рукою мяч кружит,
От неё теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
3. Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Подержу вверху, внизу.
Мимо носа пронесу.
4. Мяч снаружи, мяч внутри.
По руке качу – смотри!
Вот я фокусник какой!
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем может привести к нарушениям письма. Предложенные упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движений, возможности определения себя и предмета в пространстве. Для этого мы используем резиновые, теннисные мячи.
Игра «Поймай мяч»
Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!».
Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепления правильного произношения, дифферен-циацию звуков.
Работая в этом направлении, логопеды-практики могут подобрать игры для каждого отдельного ребёнка в зависимости от отрабатываемых навыков.
Игра «Собери слово!»
Ребёнок Взрослый Ребёнок
«А» пельсин апельсин
«А» нанас ананас
«А» птека аптека
«А» брикос абрикос
Игра «Мяч передавай – слово называй»
Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч другому
ребёнку. Следующий ребёнок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше.
Игра «Встречу слово на пороге – разобью его на слоги»
Логопед бросает мяч детям, называя слова разной слоговой структуры. Ребёнок делит слово на слоги, отстукивая мячом каждый слог
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игра «Один – много»
Мы – волшебники немного:
Был один, а стало много.
Логопед бросает мяч детям, называя существительные в единственном числе, дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Например, стол - столы мост - мосты
двор – дворы стул – стулья
Игра « Что бывает …..?»
Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце)
Что бывает острым? (нож, шило, стекло, ножницы)
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего?
Люди сделали его?
Логопед: Дети:
Рукавички из меха меховые
Стакан из стекла стеклянный
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017