01.01.2017
Дошкольное детство — очень важный период в жизнидетей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннееразвитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявлениятворчества. Большой потенциал для раскрытия детскоготворчествазаключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений удетейчасто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определеннымиспособами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы,нарисоватькоторые затрудняются. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняетразвитиепознания и эстетического восприятия.
Наблюдения за эффективностью применения различныхтехник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования такихтехник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию крисованию. Приобщаядетей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование врисовании нетрадиционных техник.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировалатворческий потенциал детей,развивала их художественно – творческие способности.
Цель педагогического опыта –развитие творческих способностейдошкольников на основе изучения иосвоения нетрадиционных техник рисования.
Для достижения планируемого результата я поставила рядзадач:
1. Создание в группе условий длятворческой изодеятельности.
2. Апробированиенетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.
Этапы работ
Первоначальный этап - подбор необходимой методической литературы, разработку программы, тематического перспективного плана работы на год,конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организацию предметно-развивающей среды.
На втором этапе - введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов в художественно-продуктивную деятельность.
Третий этап - проведение диагностики и анализа результатов, подведение итогов.
Опыт представляет систему работы, направленную на формированиетворческих способностей детейдошкольного возраста на основе изучения иосвоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия,развивающие игры и упражнения,консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.
Новизна заключается в оптимальном подборенетрадиционныхметодов и приёмов артпедагогики.Нетрадиционные техники рисованияранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблемаразвития художественно- творческих способностей детейрешается в процессе дополнения традиционных приемов обучениярисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедилась в том, чторисованиенеобычными материалами, оригинальнымитехникамипозволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции иразвивать творческие способности.
Современные ученые, психологи, педагоги (Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Г. И. Щукина придавали большое значениеразвитию художественно- творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применениянетрадиционныхприемов изодеятельности в работе с дошкольниками дляразвития воображения,творческого мышления и творческой активности.
Свою работу строила на следующихпринципах:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принципразвивающегообучения заключается в правильном определении ведущих целейобучения: познавательной,развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработкутворческих заданий, не имеющих однозначного решения.Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют ктворческим поискам и находкам,развивают наблюдательность.
• - Принцип наглядности выражается в том, что удетей более развитанаглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• - Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• - Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
• - Связь обучения сжизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
• - Принцип доступности материала.
Обучение с помощьюнетрадиционных техник рисованияпроисходит в следующихнаправлениях:
• - отрисованияотдельных предметов крисованиюсюжетных эпизодов и далее к сюжетномурисованию;
• - от применения наиболее простых видовнетрадиционной техникиизображения к более сложным;
• - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
• - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• - от применения в рисунке одного видатехникик использованию смешанныхтехник изображения;
• - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетовнетрадиционной техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могутбыть:
• игра, которая является основным видом деятельностидетей;
• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
• музыкальное сопровождение и т. п.
• Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детямспособыдействий и показывать приёмы изображения.
Для будущего нашихдетей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новыеразвивающие технологии:
• - личностно – ориентированные(проблемные вопросы и ситуации);
• - коммуникативные(беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
• - игровые(оригинальность сюжета, мотивация);
• - педагогические(доверительная беседа, стимулирование).
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы,развлечения.Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Длярисованияв детском саду можно представить различныематериалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучениядетейизобразительной деятельности широко используют разнообразные материалы. Детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.
С самого начала приобщения ребенка крисованиюнадо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научитьдетей техникам рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуетсяиспользовать:
•рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
•рисование ладошками.
Детейсреднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложнымитехниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могутосвоитьеще более трудные методы итехники:
•рисование песком;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой ;
• монотипия пейзажная ;
• печать по трафарету ;
• монотипия предметная ;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этихтехник- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,непосредственнее,развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2019
Дата обновления: 26.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017