1
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цели и задачи реализации Программы
3
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
4
1.4. Особенности психоречевого развития детей старшего
дошкольного возраста
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
7
2.1. Направления коррекционно-развивающей деятельности
7
2.2. Методы и приёмы реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников
2.3. Модуль 1 – «Говорим красиво»
7
2.4 Модуль 2 – «АБВГДейка»
11
2.4.1. Учебно – тематический план коррекционно- развивающей
деятельности по модулю - «АБВГДейка»
14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
21
3.1. Основные формы работы по Программе
21
3.2 Система мониторинга показателей речевого развития детей в
процессе освоения Программы
21
3.3. Материально - техническое
Программы
22
и методическое обеспечение
6
9
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Речь – явление
социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое
развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир,
накапливает знания, овладевает нормами социального поведения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Ступеньки к школе» (далее Программа)
состоит из 2-х модулей:
-Модуль 1 «Говорим красиво»
- Модуль 2 «АБВГДейка»
Программа предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста с нормальным
ходом речевого развития и с незначительными речевыми нарушениями, посещающие дошкольное
образовательное учреждение.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой программой обеспечивает овладение
фонетико-фонематическим строем языка, подготовку к чтению аналитико-синтетическим методом и
предполагает подготовку к обучению грамоте. Предусмотрены систематические занятия,
направленные на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной
связной и выразительной речи.
Программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными
нормативными документами:
●
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
●
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
●
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам дошкольного образования».
●
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года №28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"
●
Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность"
●
Образовательной программой
дошкольного образования МБДОУ № 248
в
соответствии с ФОП ДО.
●
Устав ОУ
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - обеспечение системы средств и условий для развития устной речи у детей
старшего дошкольного возраста. Предупреждение возможных трудностей у детей старшего
дошкольного возраста в усвоении программы массовой школы.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
1. Осуществление диагностики речевого развития детей;
2. Определение и реализация индивидуального маршрута развития воспитанника.
3. Сформировать у детей представление о звуках русского языка.
4. Сформировать понятия: звук, слог, слово, предложение.
5. Познакомить детей с буквами русского алфавита.
6. Научить читать слоги, слова, простые предложения.
7. Развивать интерес к процессу чтения.
3
8 . Устранение дефектов звукопроизношения.
9. Развитие речевого слуха, словарного запаса и словесно-логического мышления.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
Уважение личности ребенка.
Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество ДОУ с семьей.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития).
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Дидактические принципы образовательного процесса
принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с
функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку
адекватного логопедического воздействия - с другой;
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие
ребёнка;
принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение
нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен
предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед
ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на
собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию
дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в
практической деятельности в дальнейшем;
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных,
физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа
строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
4
принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от
более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся
навыков;
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех
анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов
детей.
1.4. Особенности психоречевого развития детей
старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей
этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью
взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года
жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно,
весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от
ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети
начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов,
многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими
названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и
т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и
наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета,
пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны
передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе
связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны.
Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с
продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор,
история создания произведения. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным.
Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со
взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания
дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать
карточки или рисунки). В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных
средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и
явлений. К нагляднодейственному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без
практических проб выявить необходимые связи и отношения.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия
людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение
ребенка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают
особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие,
образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается
воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом
возрасте в сравнении со старшей группой. Внимание дошкольников становится произвольным,
время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты
речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В
подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребенок обладает высоким
5
уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться
в школе.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР и ФНР
У детей наблюдаются:
нарушения звукопроизношения нескольких групп звуков (мономорфное, полиморфное,
фонологические дефекты)
искажения слоговой структуры и звуконаполняемости слов (пропуски, замены, перестановки
слогов преимущественно в словах сложной слоговой структуры и в словах со стечением согласных)
несформированность фонематического слуха - большинство детей не дифференцируют
звуки на слух и в произношении, затрудняются в различении оппозиционных звуков. Особые
затруднения вызывает определение первого звука слова и даже наличие заданного звука в слове.
Наряду с указанными речевыми особенностями наблюдается и недостаточная
сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:
отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения;
снижен объём вербальной памяти;
преобладает наглядно-образное мышление, дети испытывают трудности в понимании
абстрактных понятий и отношений;
скорость протекания мыслительных процессов может быть замедленной, вследствие чего
может быть замедленным и восприятие учебного материала;
поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения, гиперактивностью.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Модуль1 – «Говорим красиво»
● усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное
оформление слов, фраз;
● отличать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять
признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения.
● обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
● усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
● употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
● умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
● правильно употребляет основные грамматические формы слова;
● составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами
рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие
рассказы;
● владеет простыми формами фонетико-фонематического анализа;
● осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с
открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
Модуль 2 – «АБВГДейка»
● владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы
фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план),
осуществляет операции фонематического синтеза;
● различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук»,
«слог», «предложение» на практическом уровне;
● называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
● производить элементарный звуковой анализ и синтез;
● читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
● отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать
их;
6
● выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава,
предложения с применением всех усвоенных правил правописания
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Направления коррекционно-развивающей деятельности
Диагностическое:
- осуществление мониторинга коррекционного процесса;
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений
разной степени тяжести, различной обусловленности;
- взаимодействие с психолого – медико – педагогическими комиссиями;
Коррекционно – развивающее:
- (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей
дошкольного возраста с учётом их ведущего вида деятельности);
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно – образовательного процесса в
реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- реализация индивидуального маршрута коррекции и (или)
компенсации речевого речевого
дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально –
личностных особенностей детей;
Информационно – методическое:
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики
речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;
- оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
- организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к
его оснащению;
- сбор информации о деятельности логопункта и её анализ.
2.2. Методы и приёмы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников
I. Методы.
1.Наглядные:
- рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий;
- описание игрушек и картин.
2. Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- заучивание наизусть.
3. Практические:
- дидактические игры;
- дидактические упражнения;
- игры – драматизации.
II. Приёмы.
1. Наглядные:
- показ иллюстрированного материала (картинка, игрушка, движение);
- показ положения органов артикуляции;
2. Словесные:
- речевой образец;
- повторное проговаривание;
- объяснение;
- вопрос;
- указание;
7
- оценка детской речи.
3. Игровые:
- шутки, шутливые вопросы;
- проблемные вопросы;
- игровые персонажи;
- игровые формы оценки (фишки, фанты);
- действия по выбору или по замыслу;
- элемент соревнования.
8
2.3. Модуль 1 – «Говорим красиво»
Звукопроизношение
Коррекционная работа включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный – 4-12 занятий;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и
навыков – 20-50 занятий;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 24 занятий.
Подготовительный этап:
- выработка
четких координированных движений органов
артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к
постановке тех или иных звуков.
На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики
используются подготовительные упражнения:
для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;
для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;
для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”,
“Тёплый воздух”;
для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”,
“Гармошка”, “Дятел”;
для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.
- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной
струи:
«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане»,
«Листопад», «Пропеллер».
Фонематическое восприятие
Формирование умения дифференцировать на слух и в речи
сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные
признаки, на наглядно-графическую символику.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой
памяти.
Различение слогов, слов, состоящих из правильно произносимых
звуков.
Знакомство с анализом и синтезом слогов, слов.
Преобразование слогов, слов за счёт одного звука.
Различение односложных и многосложных слов.
Выделение звука из ряда других звуков.
Определение места звука в слове.
Усвоение понятий «гласный – согласный звук».
Составление
схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к
соответствующей графической схеме.
Выбор
графической схемы к соответствующему слову. Преобразование
слов за счёт замены одного звука или слога. Подбор слова с
заданным количеством звуков.
Определение последовательности
звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в
слове.
Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков
Этап формирования первичных произносительных умений и
навыков:
- постановка нарушенных звуков, используя различные способы:
имитационный, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности,
которая определена естественным (физиологическим) ходом
9
формирования звукопроизношения у детей в норме:
- свистящие С* 3* С, 3, Ц,
- шипящий Ш , Ч, Щ
- сонор JI
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
Изменения в последовательности постановки звуков зависят
от индивидуальных особенностей детей.
Работа
по
постановке
звуков
проводится
только
индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля
данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная
демонстрация звука.
Автоматизация поставленных звуков:
1) изолированного произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков
- подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной
речи.
- воспитание правильной ритмико-интонационной
и мелодической окраски речи.
10
2.4 Модуль 2 – «АБВГДейка».
Период
I
II
Формирование элементарных навыков письма и чтения
1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития
фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние
гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез обратных слогов, например «aт, «ит»; выделение последнего согласного из слов («мак», «кот»).
Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: «ком», «кнут». Выделение первого
согласного в слове.
Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов: «суп», «кит» (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и
синтеза проводятся в игровой форме).
2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе
четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по
формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: «aт, «ит».
Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: «та», «му», «ми», «си» с ориентировкой на гласную
букву.
Преобразование слогов и их письмо.
Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: «сом», «кит».
Постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук»,
«мягкий звук»
1. Звуковой анализ слов.
Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких,
как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие.
Качественная характеристика звуков
Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).
Развитие умения находить в слове ударный гласный.
Развитие умения подбирать слова к данным схемам.
Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий
согласный, четвертый — гласный и т. п.).
2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е,
л, ж, ё, р, и.
Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного
анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов,
11
например: «Таня», «Яма».
3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с
заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов.
4. Звуки и буквы.
Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный — согласный», «твердый — мягкий», «звонкий —
глухой».
5. Слово.
Звуко-слоговой анализ слов (например: «вагон», «бумага», «кошка», «плот», «краска», «красный» и некоторых более
сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного
гласного.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет
замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв
(ми-ка).
Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: «ветка,
«ели», «котенок», «ёлка»). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи
материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений.
6. Предложение.
Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование
умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного
анализа.
7. Чтение.
Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным
произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения
выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ёжик сидит ... ёлкой).
Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.
Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному.
Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.
8. Правописание.
Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.
Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы).
Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов
(зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб — дубок).
Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи
переноса слов.
12
III
Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями «ши», «жи».
Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в
конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с
заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа
1. Звуки и буквы.
Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и
дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь
(как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ
(разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья.
2. Слово.
Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с
написанием.
Подбор слов по схемам и моделям.
Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.
Усвоение буквенного состава слов различной сложности.
Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й.
Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю.
Умение выкладывать и писать слова с сочетанием «ча», «чу», «ща», «щу».
Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных
на определение буквенного состава слов.
3. Предложение.
Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и
звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения
правил (У Маши болит зуб).
4. Чтение.
Дальнейшее развитие навыков чтения.
Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.
Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать
прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по
дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме,
выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и
навыков, закрепление навыков описания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного
слитного чтения
13
2.4.1. Учебно – тематический план коррекционно- развивающей деятельности по модулю - «АБВГДейка»
Недели
1,2
3
4
5
6
7
8
9
Формирование фонетико-фонематических
представлений
ДИАГНОСТИКА
Чтение , письмо печатными буквами
Звук У
- выделение начального ударного гласного
- выделение гласного из ряда других звуков
Звук А
- выделение начального гласного
- анализ звукового ряда из двух гласных
- знакомство с буквой У
- печатание буквы У
Звук И
- выделение гласного из конца слова
- анализ и воспроизведение звуковых рядов из 3х гласных
Звук О
- выделение гласного из ряда других звуков
- выделение гласного из начала слова
- звуковой анализ и синтез обратных слогов
Звуки И-Ы
- дифференциация звуков на слух
- определение места звука в слове
- звуковой анализ и синтез обратных слогов, слов
(кит), схема звукового состава слова
Звук Э
- определение места звука в слове
- звуковой анализ слогов и слов (эта)
Звуки Н-М
- выделение первого и последнего звука в слове
- преобразование обратных слогов путём замены
одного звука
- знакомство с буквой И
- чтение слогов АИУ, ИА, АИ
- печатание слогов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой А
- чтение слогов АУ, УА, ААУ, УАУ и т.п
- печатание слогов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой О
- чтение слогов
- печатание слогов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой Ы
- чтение слогов
- печатание слогов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой
- чтение слогов
- печатание слогов по следам звукового анализа
знакомство с буквой
- чтение слогов и коротких слов
- печатание слогов, слов по следам звукового анализа
14
10
11
12
13
14
15
- звуковой анализ и синтез обратных слогов
Звуки П-Б
- дифференциация звуков, сопоставление звуков
- преобразование слогов , слов путём замены
согласного ( почка –бочка)
- определение места звук в слове
- звуковой анализ и синтез слов (паста, банка )
- подбор слова к схеме
Звуки Т-Д
- определение места звука в слове
- различение звуков, сопоставление звуков
- преобразование слогов и слов ( том –дом)
- звуковой анализ и синтез слогов, слов
( каток, дымок)
Звуки В-Ф
- определение места звука в слове
- различение звуков, сопоставление звуков
- звуковой анализ и синтез слов
( фартук, филин, шкаф, диван), ударение
- подбор слов к схемам
- печатание предложени
Звуки К - Г
- звуковой анализ и синтез обратных слогов, слов
( кот)
- воспроизведение слоговых рядов
- выделение первого и последнего звука
Звуки К- Х
- выделение первого и последнего звука в слове
- звуковой анализ и синтез обратных слогов
- преобразование слогов путём изменения одного
звука
Звуки С-З
- дифференциация звуков, преобразование слогов
и слов
- знакомство с буквой
- чтение слогов и коротких слов
- печатание слогов, слов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой
- чтение слогов и коротких слов
- печатание слогов, слов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой
- чтение слогов и коротких слов
- печатание слогов, слов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой
- чтение слогов и коротких слов
- печатание слогов, слов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой
- чтение слогов и коротких слов
- печатание слов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой
- чтение слогов, коротких слов, коротких предложений
- печатание слов по следам звукового анализа
15
16
17
18
19
20
( сз –за, коса –коза)
- определение места звука в слове
- звуковой анализ слогов и слов
Звуки С-Ц
- дифференциация звуков
- определение места звука в слове
- звуковой анализ и синтез прямого слога
Звуки С - Ш
- различение звуков, сопоставление звуков
- преобразование слогов и слов ( уши –усы)
- звуковой анализ и синтез слогов, слов
( каска-кашка, шутки –сутки )
- знакомство с буквой
- чтение слогов, слов, коротких предложений
- печатание слов по следам звукового анализа
- знакомство с буквой
- чтение слогов, слов, коротких предложений
- печатание слов по следам звукового анализа
Звуки З - Ж
- различение звуков, сопоставление звуков
- преобразование слогов и слов (жал – зал)
- определение места звуков в слове
- звуковой анализ слов ( закат, мимоза, лужок)
Звуки Ш - Ж
- определение места звука в слове
- звуковой анализ и синтез слогов, слов
- подбор слов к схеме
- правописание ШИ - ЖИ
- знакомство с буквой
- чтение слогов, слов, коротких предложений
- печатание слов по следам звукового анализа
- печатание предложений
Звуки Ч – Т’
- закреплять произношение и дифференциацию
звуков;
- упражнять в преобразовании слогов и слов;
- упражнять в навыке проведения звукобуквенного анализа;
- закреплять знания о правописании слогов «ЧА
_ ЧУ
- совершенствовать умение ориентироваться на
листе бумаги
- знакомство с буквой
- чтение слогов, слов, коротких предложений
- печатание слов по следам звукового анализа
- печатание предложений
- знакомство с буквой
- чтение слогов, слов, коротких предложений
- печатание слов по следам звукового анализа
- печатание предложений
16
21
22
23
24
25
Звуки Ч – С’
- закреплять правильное произношение и
различение звуков в словах сложной звукослоговой структуры;
- упражнять в проведении звуко-буквенного
анализа слов;
упражнять
в навыке образования
существительных,
обозначающих
лиц по
занятиям;
- упражнять в составлении СПП
Звуки Щ - С’
- закреплять правильное произношение и
различение звуков ;
- упражнять в словообразовании отглагольных
сущ.;
- упражнять в спряжении предложений в наст.вр;
- развивать навыки звукового анализа;
- учить составлять графические схемы разных
видов предложений
Звуки Л-Р
- различение и сопоставление звуков
- воспроизведение слоговых рядов
- определение места звука в слове
- звуко-слоговой анализ и синтез слов
Звук и буква Й
- закреплять правильное произношение звука;
- познакомить с буквой;
-упражнять в проведении звуко-слогового
анализа слов ( зайка, дай);
- закреплять навык работы с разрезной азбукой
(преобразование слов)
Гласная буква Я.
- познакомить с гласной Я, её особенностями;
закреплять представление о мягкости
- знакомство с буквой
- чтение слогов, слов, предложений
- печатание слов, предложений по следам звукового анализа
- чтение слов по таблице с пропущенными буквами Ч, С.
- знакомство с буквой
- чтение слогов, слов, предложений
- печатание слов, предложений по следам анализа
- знакомство с буквой
- чтение слов, предложений
- печатание слов, предложений
- знакомство с буквой
- чтение слов, предложений
- печатание слов, предложений
- знакомство с буквой
- чтение слов, предложений
- печатание слов, предложений
17
26
27
28
согласных, стоящих перед Я;
- закреплять навык чтения и печатания
собственных имён;
- закреплять умение выделять ударный слог.
Делить слова на слоги;
- развивать фонематическое восприятие и слух
через проведение звуко-буквенного анализа слов;
- закреплять умение составлять СПП
Гласные А - Я
- познакомить с гласной Я, её особенностями;
- учить различать гласные А-Я;
- закреплять представление о мягкости
согласных, стоящих перед Я;
- учить сравнивать согласные по твёрдостимягкости на уровне звука, слога, слова;
- закреплять умение выделять ударный слог,
делить слова на слоги;
- продолжать формировать навыки чтения и
печатания
Гласная буква Ё.
- познакомить с буквой Ё, её особенностями;
-закреплять
представления
о
мягкости
согласных;
- закреплять навык чтения и печатания с буквой
Ё;
- закреплять умение подбирать слов на заданный
слог
Гласные буквы О - Ё
- учить различать гласные О - Ё;
- закреплять представление о мягкости
согласных, стоящих перед Ё;
- закрепить навык деления слов на слоги,
выделение ударного слога;
- продолжать печатать предложения на слух
- знакомство с буквой
- чтение слов, предложений
- печатание слов, предложений
- знакомство с буквой
- чтение слов, предложений
- печатание слов, предложений
- знакомство с буквой
- чтение слов, предложений
- печатание слов, предложений
18
29
30
31
32
Гласная буква Ю.
- познакомить с буквой Ю и её особенностями;
- закреплять представления о мягкости
согласных;
- закреплять навык чтения и печатания с буквой
Ю;
- развивать фонематический слух и восприятие
через преобразование слогов, слов;
Гласные буквы У - Ю
- учить различать гласные У-Ю;
- закреплять представление о мягкости
согласных, стоящих перед Ю;
- продолжать учить делить слова на слоги;
- закреплять умение подбирать слова на
заданный слог
Гласная буква Е.
- познакомить с буквой Е и её особенностями;
- закреплять представления о мягкости
согласных;
- закреплять навык чтения и печатания с буквой
Е;
- развивать фонематическое восприятие;
- закреплять правописание собственных имён
Гласные Э - Е
- учить различать гласные Е, Э на слух и на
письме;
- упражнять в дифференциации фонем по
твёрдости-мягкости;
- закреплять правописание гласных Е - Э в
словосочетаниях и предложениях;
- продолжать учить печатать предложения,
соблюдая правила;
- развивать фонематическое восприятие
(упражнения с разрезной азбукой,
- знакомство с буквой
- чтение и печатание слов и предложений
- знакомство с буквой
- чтение и печатание слов и предложений
- знакомство с буквой
- чтение и печатание слов и предложений
- знакомство с буквой
- чтение и печатание слов и предложений
19
33
34
преобразование слогов и слов)
Мягкий знак (смягчающий)
- закреплять умение различать твёрдые и мягкие
согласные на слух и на письме;
- познакомить с буквой Ь, как способ
обозначения мягкого согласного;
- формировать навык звуко – буквенного анализа
слов с мягким знаком, обозначающим мягкость
согласного в конце и середине слова;
- упражнять в умении делить слова на слоги;
- печатать слова с мягким знаком по следам
звукового анализа
Мягкий знак (разделительный)
- закреплять знания детей о мягкости согласных
(мягкий знак и гласные звуки);
- познакомить со значением разделительного
мягкого знака;
- формировать навык звуко – буквенного анализа
слов с разделительным мягким знаком;
- совершенствовать навык чтения и печатания
слов с разделительным мягким знаком
- знакомство с буквой
- чтение и печатание слов и предложений
- знакомство с буквой
- чтение и печатание слов и предложений
20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Основные формы работы по Программе
Модуль 1 – «Говорим красиво»
Основными формами организации работы являются: индивидуальные занятия.
Периодичность – 2 раза в неделю
Продолжительность 20 минут
Модуль 2 – «АБВГДейка»
Основными формами организации работы являются: подгрупповые занятия.
Периодичность – 2 раза в неделю
Продолжительность 30 минут
3.2 Система мониторинга показателей речевого развития детей
в процессе освоения Программы
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему
компоненты:
Фонематическое восприятие
Артикуляционная моторика
Звукопроизношение
Сформированность звуко-слоговой структуры
Навыки языкового анализа
Грамматический строй речи
Навыки словообразования
Понимание логико-грамматических конструкций
Связная речь
Знание букв
Чтение слогов, слов, предложений
Понимание прочитанного
Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной
речи детей старшего возраста Крупенчук О.И., Нищева Н.В.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной
деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется
следующая система мониторинга:
Критерии оценки параметров обследования
0 баллов - допустил грубые ошибки, задание не выполнил
1 балл – допустил ошибки, неточности
2 балла - правильно выполнил задание
Уровни речевого развития детей
оптимальный
допустимый
5 лет
6 лет
172 - 115
100% - 71%
188 - 125
100% - 71%
114 - 58
70% - 41%
112 - 62
70% - 41%
критический
57 и ниже
40% и ниже
61 и ниже
40% и ниже
21
3.3. Материально - техническое и методическое обеспечение Программы
Развитие артикуляционной моторики.
1.
Мелехова Л.В. Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и её исправление
2.
Репина З.А. Опосредованная артикуляционная гимнастика
3.
Артикуляция звуков в графическом изображении
4.
Чистоговорки. Скороговорки.
5.
Наглядно – картинный материал для звукоподражания
6.
Артикуляционная гимнастика в картинках
7.
Ткаченко Т. Картотека упражнений на развитие:
- слухового внимания, слуховой памяти и восприятия
- для развития фонематического восприятия
- для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса
- Материал для развития воздушной струи: стрекозы, бабочки, листики, трубочки,
«футбол»
Формирование правильного звукопроизношения
1.
Ю.Б.Жихарева Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми
(№ 1 – 7)
2.
Т.С.Резниченко «Говорим правильно» (альбомы «Р-Рь», «Л-Ль», «К, Г, Х».
3.
О.Е.Громова « Говорю правильно» ( альбомы «С-З –Ц», «Ш-Ж»).
4.
З.Т. Бобылева «Игры с парными карточками Р-Л»
5.
З.Т. Бобылева «Игры с парными карточками С-З-Ц»
6.
Т.А. Ткаченко «Правильно произносим звук С»
7.
Н.Е. Ильякова «Звуки С-З-Ц я вас различаю»
8.
Фонетические рассказы на звуки «С-З», «Ш-Ж» ;
9.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. :
- Автоматизация сонорных звуков «Л, Л*»
- Автоматизация сонорных звуков «Р, «Р*»
- Автоматизация шипящих звуков «Ш, Ж, Ч, Щ»
- Автоматизация свистящих звуков «С, З, Ц»
- Коррекция произношения звука «Й»
- Дидактический материал по коррекции произношения звуков «Г, К, Х»
1.
О.П. Саморокова Альбом упражнений «Л-Р», «Ш-Ж».
2.
Л.М. Козырева «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие»
3.
Н.Созонова, Е .Куницина «Стихи для закрепления звуков»
4.
О.В. Егорова Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков
«В-Ф», «К-Г-Х», «М-Н».
5.
Журнал «Конфетка» Исправляем произношение «С-Ш», «С-Ц
6.
Лебедева И.Л. Комплект игр «Трудный звук, ты мой друг»: «Р, Р»
Формирование фонетико-фонематических представлений
1. В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия»
2. З. Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой
структуры слов у детей»
3. Л.Н. Зуева, О. П. Солошенко «400 необходимых заданий по обучению грамоте для
подготовки к школе»
4. В. В. Коноваленко «Пишем и читаем» (3 ч.)
5. Н.Ю. Костылева «200 занимательных упражнений со звуками и буквами для детей
5 -6 лет»
6. Н. Ю. Костылева « 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей
4-5 лет»
22
7. Т.Б Филичева Логопедия. Теория и практика.
8. Е.М Косинова «Логопедический букварь», «Пишем вместе»
- Конспекты занятий по формированию фонетико-фонематических представлений
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
- Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе
- Картинный материал для формирования фонетико-фонематической стороны речи
- Графическая схема слова.
- Слоги.
- Касса букв.
- Буквы.
- Символы акустико-артикуляционной характеристики звуков
- Сигнальные карточки на звуки: гласный/согласный, твёрдый/мягкий.
- Пособие «Синица»
Дидактические игры по обучению грамоте
1. «Динь – дон»
2. «Четвёртый лишний»
3. «Чудо – прищепки»
4. «Почитайка»
5. «Домики для звуков»
6. «Прочитай по первым буквам»
7. «Расшифруй слова»
8. «Ударение»
9. «Составь слово по последнему звуку»
10. «Чем похожи слова»
11. «Читаем и составляем слова»
12. «Я учу буквы»
13. «Звонкий – глухой»
14. «Фонетические ребусы»
15. «Рифмовочки»
16. «Расставь буквы по порядку»
17. «Соедини слово со звуковой схемой»
18. «Отгадай слово по последним звукам»
19. «Читаем слова»
20. «Делим слова на слоги»
Связная речь
Пособия
1. Дидактическая игра «Найди пару снеговиков»
2. Демонстрационный материал «Овощи – фрукты»
3. В.В. Гербова Картинки для развития речи детей старшего дошкольного возраста
4. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов
5. Дидактическая игра «Вспомни сказку»
6. Наглядно-дидактическое пособие для составления описательных и сравнительных
рассказов «Расскажи –ка»
7. Сюжетные картины для составления описательных и творческих рассказов
8. Наглядное пособие для составления рассказов по серии из 2-х картинок
9. Пособие по развитию связной речи «Что сначала, что потом»
10. Т.А. Воробьёва Составляем рассказ по серии сюжетных картинок
11. Сюжетные картинки для составления описательного рассказа «В магазине»
12. Н.В. Нищева Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию
13. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов
23
14. Иллюстративный материал для развития связной речи на индивидуальных занятиях
(сюжетные картинки)
15. Иллюстративный материал для развития связной речи на индивидуальных занятиях
(серии картинок)
16. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
17.Сазонова Н., Куцина Е. «Рассказы о временах года»:
Развитие графомоторных навыков
1.
О. И. Крупенчук «Графические диктанты для мальчиков 6-7 лет»
2.
Папка дошкольника «Пропись раскраска»
3.
Папка дошкольника «Знакомимся с клеточками»
4.
Н. В. Нищева «Тетрадь для средней логопедической группы»
5.
Школа для дошколят «Готовим руку к письму»
6.
Г. А. Прохорова «Подготовка руки к письму»
7.
Занимательные прописи.
Развитие психологической базы речи
1. Игра «Мои любимые сказки»
2. Игра «Герои русских сказок»
3. Игра «Кто как устроен?»
4. Игра «Школа вежливости»
5. Игра «Времена года»
6. Игра «Парочки» (насекомые)
7. Игротека речевых игр «В мире животных и птиц»
8. Парные картинки. Лото и меморика.
9. Т.А Ткаченко «Логические упражнения для развития речи»
10. Б.Е. Гаврина «Развитие творческих способностей»
11. О.А Холодова «За три месяца до школы»
12. Папка дошкольника «Логика», «Будь внимателен», «Упражнения на развитие внимания,
памяти, мышления»
13. Е. Бортникова «Развиваем внимание и логическое мышление»
14. Дидактическая игра «Что здесь спрятано?»
15. Цветные счётные палочки Кюизенера : «Волшебные дорожки», «Посудная лавка»
Диагностический инструментарий
1. Стребелева Е.А. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста» с приложением альбома «Наглядный материал для обследования
детей»
2. О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда»
3. Громова О.Е., Соломатина Т.Н. «Стимульный материал для логопедического
обследования детей 2 – 4 лет»
4. О.И. Крупенчук «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста»
5. О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей»
6. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР
7. Нищева Н.В. «Речевая карта ребёнка младшего дошкольного возраста 3-4 лет»
8. Нищева Н.В. «Речевая карта ребёнка детей 5-7 лет»
24